Размер шрифта:
Цветовая схема:

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Общая часть

 

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

 

2. Изменения в законодательстве о контроле и надзоре

О проверочных листах

 

В целях реализации пункта 30 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р, специалистами ФМБА России подготовлены перечни нормативных правовых актов содержащих обязательные требования,  соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации"
(утв. ФМБА России 27.07.2018)

В перечень включены:

- акты ЕАЭС (Решения Комиссии Таможенного союза и Технические регламенты Таможенного союза) - 17 документов;

- Федеральные законы - 25 документов;

- Постановления Правительства РФ - 5 документов;

- акты Госкомсанэпиднадзора России и Главного государственного санитарного врача РФ - 320 документов.

Перечень представлен в виде таблицы, в которой приводятся наименование и реквизиты нормативного правового акта, сведения о его утверждении (для ряда актов); описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которого устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.

Постоянно проводится актуализация перечня обязательных требований, размещенных на официальном сайте ФМБА России и его территориальных органов в сети Интернет на сайте ФМБА России http://fmbaros.ru/Public/Ru/Perechenlegalacts

 

Внесены изменения в процедуру организации проверки

 

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 5.1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов).

Приказом Федерального медико-биологического агентства от 29 сентября 2017 г. N 193 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях (объектах) общественного питания, торговли, а также в парикмахерских, салонах красоты, соляриях" (текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2017 г.).

Приказом ФМБА России от 22.09.2017 N 189 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии (в том числе атомные станции, за исключением объектов социально-культурного и бытового обслуживания, общественного питания и медицинского обеспечения)", зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2018 N 49947, опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.02.2018 г., утверждена форма проверочного листа с перечнем контрольных вопросов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 № 707 внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре. Согласно указанным изменениям с 1 октября 2017 года с использованием проверочных листов осуществляется проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 года применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, при проведении плановых проверок, осуществляемых в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях (объектах) общественного питания, предприятиях торговли, парикмахерских, салонах красоты, соляриях, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии в распоряжении в обязательном порядке, указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов).

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов. Перечисленные нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки и отражаются в распоряжении о проведении проверки.

Соответственно, в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов, проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

 

 

О мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований

 

 В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

В 2017 г., 2018г ФМБА России разработана, а также территориальными органами (Межрегиональным управлением №122 ФМБА России) утверждена и размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

- Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, на 2018 год (приказ ФМБА России от 09.02.2017 г. № 18).

Настоящая программа разработана в целях организации проведения Территориальным органом Федерального медико-биологического агентства России - Территориальным отделом Межрегионального управления №122 ФМБА России профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.

Типовая Программа профилактики нарушений составлена на основе соблюдения следующих базовых принципов:

принцип понятности – представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

принцип информационной открытости – доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

принцип вовлеченности – обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата – включение в программу профилактических мероприятий максимальное число подконтрольных субъектов;

принцип обязательности – обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);

принцип актуальности – регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

принцип релевантности – выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

принцип периодичности – обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

 

Данная программа предусматривает решение следующих задач:

формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от ФФ (класса опасности).

 

Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов за 3 квартал 2018 года

 

Информация о выданных предостережения о недопустимости

нарушения обязательных требований

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

 

 

3 квартал

2018 год

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

5

Количество возражений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на предостережения

 

0

Количество уведомлений об исполнении предостережения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

 

1

Количество не исполненных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:

0

причины неисполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предостережений

0

 

 

 

 

Информация о публичных мероприятиях по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за 3 квартал 2018 г.

 

Название мероприятий

Количество мероприятий

1

Публичные обсуждения

1

2

Личный прием руководителей

3

 

«Круглые столы»

 

 

Семинары

1

 

Консультации

10

3

Количество выступлений в СМИ

 

 

из них:
по телевидению

2

 

по радио

0

 

публикаций

 

 

из них:

в прессе

4

 

в многотиражных изданиях

 

 

в сети Интернет

 

4

Участие в пресс-конференциях

 

5

Другие

1

 

 

 

О реализации Комплексного плана мероприятий , направленных  на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими ФМБА России и его территориальных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и связанные с высоким коррупционным риском, установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений в целях противодействия коррупции.

 

В соответствии с Комплексным планом мероприятий, направленных на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими ФМБА России и его территориальных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и связанные с высоким коррупционным риском, установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений в целях противодействия коррупции, и плана мероприятий Межрегионального управления № 122 ФМБА России, направленный к принятию антикоррупционных мер утвержденный Приказом руководителя Межрегионального управления №122  от 21.08.2018 № 61 в Территориальном отделе проводится:

 инструктаж государственных служащих перед выходом на подконтрольные объекты, с регистрацией в журнале;

 

ежеквартально проводятся публичные слушания по результатам правоприменительной практики ФМБА России и его территориальных органов для освещения вопросов, связанных реализацией федерального антикоррупционного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарно-­эпидемиологического надзора (СЭН) и контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов (ДК);

организована работа «Горячей линии» в том числе анонимной, по фактам возможных коррупционных правонарушений со стороны федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и информирование о них юридических лиц, предпринимателей и граждан с принятием конкретных мер по поступившей информации;

Организована работа «телефона доверия» с возможностью приема сообщений о возможных фактах коррупции, допущенных федеральными государственными граждански служащими территориальных органов ФМБА России, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия.

Обращений, заявлений, информации о не соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими  Территориального отдела  установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений не поступало.

 

 

 

Разъяснение, ответы на вопросы.

О предостережение недопустимости нарушения обязательных требований

 

 В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядок и сроки составления и направления предостережений, порядок подачи подконтрольным субъектом возражений на такое предостережение и сроки их рассмотрения органом государственного контроля, содержание предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от         10 февраля 2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

В соответствии со ст. ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определены основные понятия мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К такого рода мероприятиям отнесены, в том числе:

плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона;

административные обследования объектов земельных отношений;

исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление, с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона.

 

 

Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

 

В качестве замены административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства может быть применена со ст.4.1.1 КоАП РФ;

Статья 4.1.1 КоАП РФ. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (действующая редакция)

 

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется

 

Меньше административных штрафов и расследований:

Нагрузку на бизнес планируют снизить

 

Минэкономразвития подготовило поправки к КоАП РФ. Они предусматривают для компаний ряд позитивных моментов.

 

Лучше предупредить, чем оштрафовать

 

Правило о замене штрафа предупреждением распространят не только на малый и средний бизнес.

Напомним, что такая замена обязательна, когда соблюдены все следующие условия:

- правонарушение совершено впервые;

- не было имущественного ущерба, вреда или угрозы его причинения жизни и здоровью людей и пр.;

- нарушение выявили в ходе госконтроля;

- конкретная статья КоАП РФ или закона субъекта РФ об АП не предусматривает наказания в виде предупреждения.

Есть ряд нарушений, за которые штраф на предупреждение не меняют. Речь идет, в частности, о недобросовестной конкуренции, невыполнении в срок законного предписания надзорного органа, незаконном вознаграждении от имени юрлица и пр.

 

Сначала проверка, а потом возбуждение дела

 

Возбуждать дело об АП предлагают только после завершения проверки, контрольной закупки или мероприятия по контролю без взаимодействия с компанией.

Правило будут применять в отношении не только юрлиц, но и их работников, а также, если поводом к возбуждению дела выступают:

- поступившие, например, от госорганов материалы о нарушении;

- сообщения и заявления третьих лиц.

Важно, чтобы все они указывали на нарушение обязательных требований, за соблюдением которых следят в рамках Закона о защите прав юрлиц и ИП.

                                                               

 

О обязанности предоставления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности

 

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» юридические лица, индивидуальные предприниматели после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг обязаны направить уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Согласно п.1, ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган(органы) государственного контроля(надзора). На территории г. Сосновый Бор таким уполномоченным органом является Территориальный отдел Межрегионального управления №122 ФМБА России, расположенный по адресу: Больничный городок, д. 3/13, а также право принимать уведомление имеет многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг, расположенный по адресу: ул. Мира, д.1.

С момента реализации уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности Территориальным отделом Межрегионального управления №122 ФМБА России зарегистрировано в Реестре уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности 263 уведомлений, из них 20 уведомлений поступило в 2018 году.

Подано 52% розничная торговля пищевыми продуктами, 35% уведомлений по оказанию услуг общественного питания, 13% уведомлений составили прочие работы и услуги, а именно: услуги парикмахерских; деятельность туристических фирм; услуги бань, душевых, саун; деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.

За несвоевременную подачу уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по ст.19.75-1 КоАП РФ Территориальным отделом Межрегионального управления №122 ФМБА России на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было наложено и взыскано более 70000 руб.

                                                                                                                                  

 

Обзор практики рассмотрения обращений и заявлений граждан

 

За 3 квартал 2018 года в Территориальный отдел Межрегионального управления № 122 ФМБА России поступило 33 письменных обращений граждан, поданных в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», из них:

- 22 письменных обращения поступило непосредственно в Территориальный отдел Межрегионального управления № 122 ФМБА России (от жителей г. Сосновый Бор) – 67,0 % от общего числа письменных обращений;

- 11 письменных обращений поступило из сторонних организаций: (Роспотребнадзор по Ленинградской области, прокуратура г. Сосновый Бор, Администрация Сосновоборского городского округа) – 33 % от общего числа письменных обращений;

Устных обращений за 3 квартал 2018 года поступило 7.  Как правило, в устном порядке обращаются в тех случаях, когда необходимо получить разъяснения норм санитарного законодательства (о предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, о применении дезинфицирующих средств, устные консультации по вопросам вакцинации от клещевого энцефалита, об оформлении отказов от вакцинации, о производственном контроле на предприятии и т.п.). Устные обращения не требуют применения мер реагирования со стороны должностных лиц Территориального отдела Межрегионального управления № 122 ФМБА России, обратившимся гражданам даются разъяснения по тем или иным вопросам.

Анализ поступивших в Территориальный отдел Межрегионального управления № 122 ФМБА России письменных обращений от жителей г. Сосновый Бор за 3 квартал 2018 года по причинному составу показал следующее:

- жалобы на условия проживания в жилом помещении (наличие запахов, сырости, насекомых в жилом помещении, шум в жилых помещениях от принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оборудования на первых этажах многоквартирных жилых домов) – 22 (66 % от числа жалоб, письменных обращений от жителей),

- 5 письменных обращения касались качества продуктов питания (15,5 %),

- 6 письменных обращения – о безопасности условий труда, и исследования воздуха в квартире после разбития термометра на пары ртути. (18,5 %),

Все поступившие обращения рассмотрены в установленный законом срок, при необходимости проводились лабораторные или инструментальные исследования.

Во всех без исключениях случаях заявителям в письменном виде дается ответ о результате рассмотрения его письменного обращения с изложением сути проведенных мероприятий (о проведении внеплановой проверки, о переадресации его письменного обращения в соответствии с установленной компетенцией государственных органов,  о результатах лабораторных исследований, проведенных измерений тех или иных факторов), а также в обязательном порядке разъясняется порядок обжалования ответа должностных лиц Территориального  отдела Межрегионального управления № 122 ФМБА России.

С 2017 г. изменены подходы к рассмотрению обращений: в соответствии с положениями действующего законодательства по каждому поступившему обращению проводится сбор дополнительных сведений, уточнений обстоятельств, изложенных в жалобах, проводятся мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью получения подтверждения наличия фактов, указанных в жалобах.

В тоже время при наличии у органа государственного надзора  сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного надзора объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.

За 3 квартал 2018 года должностными лицами Территориального отдела Межрегионального управления № 122 ФМБА России по результатам рассмотрения письменных обращений было объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением   принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, три предостережения касались коммунальных вопросов, по одному вопросов гигиены питания, и нарушения санитарного законодательства в детском дошкольном учреждении.

 

 

Информация о эпидемической ситуации по заболеваемости корью.

 

Ситуация по кори в мире, в том числе в странах Европы, уже третий год остается неблагополучной.

По информации, размещенной на сайте Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения за последний год (период с июля 2017 по июнь 2018гг.) максимальные показатели заболеваемости (число случаев на 1 млн. населения) зарегистрированы в Украине (606 на 1 млн.), Сербии (643 на 1 млн.), Греции (293 на 1 млн.), Грузии (307 на 1 млн.). Напряженной остается ситуация в Румынии (70,5 на 1 млн.), Италии (55,9), Черногории (51,1) и Франции (42,2).

В настоящее время эпидемическая ситуация по кори в Российской Федерации контролируемая. В текущем году показатель заболеваемости корью в России составил 1,3 на 100 тыс., что в 2,5 раза ниже чем в год пиковой заболеваемости за последние 10 лет. (в 2014г. показатель составлял 3,23 на 100 тыс. населения). Наибольшая доля заболевших корью приходится на лиц, не привитых против кори или не имевших сведений о прививках (свыше 90%). В возрастной структуре заболевших корью остается высокой доля детей - 55,4%, среди которых также 90% составляют дети, не имеющие прививок против кори.

 

О ситуации по кори в Ленинградской области и мерах профилактики

 

Неблагополучие по кори в Европейском регионе создает дополнительные риски осложнения эпидситуации в нашем регионе.

В Ленинградской области с 2014 по 2017гг. случаи кори не регистрировались. За истекший период 2018 года в Ленинградской области зарегистрировано 4   домашних очага   с   6 лабораторно   подтвержденными случаями кори в двух районах. Во Всеволожском районе зарегистрировано 3 домашних очага с 5 случаями кори и один очаг с 1 случаем в Выборгском районе. Из 6 случаев - 3 «завозные», заболевшие дети, имели контакт с больным корью, находясь в Республике Ингушетии.

Все заболевшие не привиты против кори, из них 3 ребенка по причине   отказа родителей, 1 ребенок с медицинским отводом и 2 взрослых, не имеющих сведений о прививках против кори.

В течении последних лет случаи заболевания корью в г. Сосновый Бор не регистрировались.

Однако учитывая, что не привитые лица среди населения   в возрастных группах 18-35, 36-55 составляют от 30-49 процентов, в случай завоза на территорию города есть угроза распространения.

 В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок плановая вакцинация детей против кори проводится в возрасте 12-15 месяцев и повторно - в 6 лет, и взрослым 18-55 лет не болевшим корью, не привитым ранее и не имеющих сведения о прививках.

Для обеспечения популяционного иммунитета к кори достаточного для предупреждения распространения инфекции среди населения, охват прививками населения на территории муниципального образования должен составлять:

- вакцинацией и ревакцинацией против кори детей не менее 95%; - вакцинацией против кори взрослых в возрасте 18-35 лет - не менее 90%.

По эпидемическим показаниям вакцинация необходима всем контактировавшим с больной корью без ограничения возраста, у которых нет достоверных сведений о сделанной коревой прививке или перенесенной в прошлом заболеваний кори.

Учитывая сегодняшнюю неблагополучную эпидемиологическую ситуацию, как в Ленинградской области, так и по всей России, иммунизации подлежат не болевшие, не привитые (или привитые однократно) взрослые и дети.

В соответствии   с постановлением Главного государственного врача по Ленинградской области от 28.12.2017   № 5 «Об усилении мероприятий по профилактике кори и проведении подчищающей иммунизации среди населения Ленинградской области» во всех районах проводится подчищающая иммунизация – вакцинация не привитых и не болевших корью, а также привитых однократно детей и взрослых, проводится активная работа с населением по усилению приверженности к иммунизации.

Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.

Возбудитель кори - вирус. Во внешней среде неустойчив: погибает при комнатной температуре в течение 5-6 часов. Единственный источник заражения - больной человек.

Распространение вируса происходит при чихании, кашле, разговоре с капельками слюны. Инкубационный период составляет в среднем 9 дней (до 21дн.).

Заболевание начинается остро с симптомов общей интоксикации: температура повышается до 38°С и выше, нарушается аппетит, сон, появляется вялость, головная боль, раздражительность. В первые же часы заболевания присоединяются обильный насморк, чихание, сухой грубый лающий кашель. Голос становится осипшим, развивается конъюнктивит. Затем, обычно на 13-14 день, за ушами, на спинке носа, на щеках появляется сыпь, которая быстро распространяется на все лицо и шею. На следующий день она появляется на теле, а далее - на руках и ногах.

Корь опасна осложнениями в виде отита, пневмонии, менингита, менингоэнцефалита (воспаление мозга и его оболочек), а при развитии коревого энцефалита отмечаются смертельные исходы.

Территориальный отдел обращает внимание граждан на неблагополучную ситуацию по заболеваемости корью в Европейских странах и просит учитывать данную информацию при планировании поездок. Гражданам, планирующим поездки в указанные страны, не болевшим корью ранее, не привитым против этой инфекции, рекомендуется не менее чем за две недели до поездки привиться от кори.

 

Деятельность по предупреждению и ликвидации в случае выявления случаев заболеваемостью корью на территории РФ осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами:

 

·         Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

·         Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"

·         Постановление Главного государственного санитарного врача от 28 июля 2011 года N 108 об утверждении СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита"

·         Программа "Элиминация кори и краснухи в российской федерации" (2016 - 2020 гг.) (утв. Роспотребнадзором 28.12.2015, Минздравом России 31.12.2015)

·         Приказ ФМБА России № 190 от 02.10.2018г. «О дополнительных мерах профилактики заболеваемости корью населения, проживающего на территориях, обслуживаемых ФМБА России»

 

 

О заболеваемости гриппом и ОРВИ на территории МО Сосновоборский городской округ

Заболеваемость гриппом и ОРВИ в структуре инфекционной заболеваемости на территории г. Сосновый Бор традиционно занимает ведущее место, на долю которых в 2017 году пришлось 90,8 % всей инфекционной заболеваемости.

В эпидемический сезон 2017-2018 гг подъем заболеваемости ОРВИ на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ наметился осенью 2017 года, а с 48 эпидемической недели фаза резервации сменилась фазой эпидемического распространения вирусов-возбудителей ОРВИ, когда произошло превышение эпидемического порога заболеваемости на 27,4%. При этом роспуск организованных коллективов детей и взрослых в период новогодних праздников привел к стабилизации эпидемического процесса вплоть до снижения уровней заболеваемости ОРВИ ниже пороговых значений ко второй эпидемической неделе 2018 года.

Вторая волна подъема заболеваемости ОРВИ отмечена с 3-й по 14 эпидемические недели 2018 года, эпидемия характеризовалась низкой интенсивностью, но при этом носила более затяжной характер по сравнению с эпидемическим сезоном 2016-2017гг.

 

Микробный пейзаж циркулирующих возбудителей ОРВИ и гриппа

 сезона 2017-2018гг

п/п

Месяц

Обслед. чел.

Из них «+»

Количество лиц с положительными результатами, чел.

А/Н1-sw

А не тип.

А/H3N2

Грипп В

Piv

RS

Mpv

Cov

Rv

Adv

Bov

Myc pn

Chl pn

Микст-инфекц.

1

Ноябрь 2017

212

126

 

 

 

 

23

 

1

 

39

12

12

58

 

18

2

Декабрь 2017

153

82

1

 

 

 

15

7

9

5

29

6

8

28

 

24

3

Январь 2018

47

20

 

 

 

 

2

9

1

3

3

3

4

 

 

5

4

Февраль 2018

16

5

1

 

 

 

 

1

2

 

2

2

 

 

 

3

5

Март 2018

36

24

6

1

6

4

1

2

1

1

6

 

1

 

 

5

6

Апрель 2018

18

5

 

 

3

5

 

 

 

1

 

1

1

 

 

0

7

ВСЕГО за сезон

482

268

8

1

9

9

41

19

14

10

79

24

26

86

 

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом при лабораторных исследованиях биологического материала от больных выявлялись, в основном, вирусы-возбудители ОРВИ негриппозной этиологии – риновирусы, бокавирусы, РС-вирусы, вирусы парагриппа и только в 10% вирус гриппа.

 

С сентября 2018 года (с 38 эпидемической недели) и по настоящее время отмечается сезонная активизация эпидемического процесса по ОРВИ , что требует введения ограничительных мероприятий в отдельных организованных коллективах детей и подростков. В ходе мониторинга за циркулирующими вирусами-возбудителями гриппа и ОРВИ установлено, что регистрируемые случаи заболеваний обусловлены вирусами негриппозной этиологии и Mус.pneumoniaе:

 

п/п

Месяц

Обслед. чел.

Из них «+»

Количество лиц с положительными результатами, чел.

А/Н1-sw

А не тип.

А/H3N2

Грипп В

Piv

RS

Mpv

Cov

Rv

Adv

Bov

Myc pn

Chl pn

Микст-инфекц.

1

Сентябрь 2018

9

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

Октябрь по 24.10.18

21

16

 

 

 

 

2

 

 

 

10

 

 

5

 

1

 

Продолжается вакцинация населения города Сосновый Бор против гриппа.  Для вакцинации категории населения, относящейся к группам риска и регламентированных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014г. № 125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»; Приказом Минздрава РФ №370н от 16.06.2016 г. «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»» получена вакцина«Совигрипп» в количестве: детская 5000 доз и взрослая 6000 доз.

  Для вакцинации сотрудников предприятий города ЛАЭС-1; ЛАЭС -2 на договорной основе закуплено: 600 доз вакцины «Ваксигрипп»; 400 доз вакцины «Гриппол +».

Проведен анализ охвата прививками против гриппа населения Муниципального образования Сосновоборский городской округ на 31.10.2018 год.

Всего в рамках Национального календаря вакцинировано- 8553 человека, что составляет 78 % от плана , из них взрослых- 4714 (78,6 % от запланированного количества), дети- 3839 человека (76,7 % от запланированного количества). Вакцинация продолжается.

О заболеваемости внебольничными пневмониями.

Заболеваемость ВП носит сезонный характер, ежегодно с октября отмечается осложнение эпидемической ситуации.

ВП – инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем передачи. Возбудитель при кашле, чихание попадает во внешнюю среду и затем в восприимчивый организм. Особенностью современной пневмонии это контагиозность, распространение и формирование групповых очагов в детских коллективах, среди взрослых - в общежитиях.

При оценке заболеваемости внебольничными пневмониями на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ за 2017-2018 гг. (период январь-октябрь) установлено, что уровни заболеваемости в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года возросли в 1,3 раза (по контингенту все жители) и в 1,5раза (по контингенту дети и подростки до 17 лет).

При оценке динамики заболеваемости по месяцам, как в 2017 году, так и в 2018 году отмечается тенденция увеличения числа заболевших в холодное время года, что подтверждает наличие характерной сезонности в активизации эпидемического процесса при внебольничных пневмониях.

За анализируемый период наибольшие уровни заболеваемости в 2018 году отмечены в феврале месяце (в 4,1 раза выше, чем в феврале 2017 года), в октябре месяце отмечается рост заболеваемости внебольничными пневмониями, аналогично 2017 году, однако интенсивность эпидемического процесса в октябре 2018 года в 1,6 раза ниже, чем в октябре 2017 года.

Заболеваемость внебольничными пневмониями среди детского населения за 9 месяцев 2018 года существенно превышает уровни заболеваемости взрослого населения. Так, за 9 месяцев 2018 года заболеваемость детского населения превышала показатели заболеваемости взрослого населения в 2.4 раза (показатели заболеваемости составляли соответственно 1762.6 на 100 тыс. нас. и 720.11 на 100 тыс.нас.). 

             

График 1. Интенсивность и динамика заболеваемости ВП в период январь-октябрь 2017-2018гг по контингенту все жители

 

Эпидемическая ситуация по ВП в 2018 году (период январь-октябрь) расценивается как неблагополучная (за указанный период показатель заболеваемости составил 867,07 на 100 тыс. нас.)

Учитывая корреляцию между заболеваемостью ОРВИ и гриппом населения и заболеваемостью ВП, сезонностью, характерной для ВП, прогноз по интенсивности течения эпидемического процесса на ближайшие месяцы неблагоприятный.

В октябре 2018 в структуре заболеваемости вырос удельный вес заболевших взрослых, в т.ч. лиц возрастной группы 60 лет и старше. В структуре заболеваемости детей и подростков наибольший удельный вес отмечен в возрастных группах 7-14 лет и 3-6 лет, как и в октябре 2017 года.

Социальная структура ВП. В октябре 2018 года наибольший удельный вес ВП приходится на работающее взрослое население, школьников и детей, посещающих детские дошкольные.

С целью предупреждения распространения ВП среди населения города Сосновый Бор разработаны и выполняются организационные и противоэпидемические мероприятия

1.        Откорректирован Комплексный план организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с внебольничной пневмонией 2018г.; 2019; 2020г.

2.        Составлен план мероприятий по реализации Приказа ФМБА России от 08.10.2018г. № 197 «О организации мониторинга за состоянием заболеваемости внебольничными пневмониями среди населения, подлежащего обслуживанию ФМБА России» на 2018-2019 год.

3.        Создана рабочая группа из представителей Территориального отдела, ФГБУЗ ЦГиЭ №38, ФГБУЗ ЦМСЧ №38

4.        Инициировано проведение внеочередного заседания СПЭК в ноябре 2018г., для рассмотрения вопросов профилактики инфекций верхних и нижних дыхательных путей (включая вопросы иммунизации населения против гриппа и пневмококковой инфекции, соответствия гигиенических требований к условиям размещения, питания, обучения детей)

5.        Проведено оперативное совещание на базе детской поликлиники ФГБУЗ ЦМСЧ № 38 ФМБА России. Тема: Укомплектование детских дошкольных и школьных учреждений города медицинским персоналом для своевременно организованого медицинского наблюдения за контактными лицами, доступности изолятора для выведения заболевших, своевременной регистрации экстренных извещений и организации противоэпидемических мероприятий. Второй вопрос: лабораторные обследования заболевших ВП.

6.        26.10.2018г. организован совместный рейд рабочей группы на территории детской поликлиники на предмет соблюдения требований санитарных правил и противоэпидемических мероприятий. Контроль противоэпидемических мероприятий в соответствии с предписанием № 3 по профилактике ВП.

7.        Осуществляется контроль выполнения противоэпидемических мероприятиях в образовательных учреждениях.

8.        Организован осмотр и выявление лиц, больных внебольничными пневмониями, в эпидемических очагах в дошкольных и образовательных учреждениях   врачами клинических специальностей (инфекционисты, терапевты, педиатры и другие).

9.        Устанавливается медицинское наблюдение за лицами, подвергшимся риску заражения (контактными) на срок инкубационного периода, который определяется видом возбудителя внебольничной пневмонии (до 3-х недель).

10.    Обеспечено активное выявление больных внебольничной пневмонией, острыми респираторными заболеваниями до начала занятий в школе и при утреннем приеме в дошкольном учреждении в течении срока наблюдения за очагом.

11.    Обеспечена изоляция из коллектива лиц, детей с признаками инфекций верхних и нижних дыхательных путей.

12.    Обеспечена организация и проведение заключительной дезинфекции любым, разрешенным к использованию средством в соответствии с инструкцией по применению, по режиму вирусных инфекций.

13.    Осуществляется контроль режима и графика проветривания помещений, дезинфекцию воздуха помещений с использованием оборудования разрешенного к применению в установленном порядке («Дезар» и другие).

14.    Осуществляется контроль температурного режима в помещениях школы и дошкольного учреждения

15.     Проводится текущая дезинфекция. помещений, посуды, спортивного оборудования игрушек

16.    Своевременно направляются предложения о введение запрета на проведение массовых мероприятий в дошкольных и образовательных учреждениях.    

О выполнение Комплексного  плана  мероприятий, направленных на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими ФМБА России и его территориальных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и связанные с высоким коррупционным риском, установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений

В соответствии с Комплексным планом мероприятий, направленных на соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими ФМБА России и его территориальных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и связанные с высоким коррупционным риском, установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений в целях противодействия коррупции, и план мероприятий Межрегионального управления № 122 ФМБА России, направленный к принятию антикоррупционных мер утвержденный Приказом руководителя Межрегионального управления №122  от 21.08.2018 № 61 в Территориальном отделе проводится:

 инструктаж государственных служащих перед выходом на подконтрольные объекты, с регистрацией в журнале;

 

ежеквартально публичные слушания по результатам правоприменительной  Территориального  отдела  с  освещением вопросов, связанных реализацией федерального антикоррупционного законодательства при осуществлении федерального государственного санитарно-­эпидемиологического надзора (СЭН) и контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов (ДК);

организована работа «Горячей линии» в том числе анонимной, по фактам возможных коррупционных правонарушений со стороны федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и информирование о них юридических лиц, предпринимателей и граждан с принятием конкретных мер по поступившей информации;

организована работа «телефона доверия» с возможностью приема сообщений о возможных фактах коррупции, допущенных федеральными государственными граждански служащими территориальных органов ФМБА России, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия;

 Обращений, заявлений и информации о нарушении установленных антикоррупционных запретов, требований и ограничений не поступало.

 

Руководство публ обс 3кв. 2018 ТО СБор.docx